Конкуренция в ритейле: тренды и практика

Петр Мацкевич
Эксперт
Петр Мацкевич
Адвокат | к.ю.н.
Артем Подшибякин
Эксперт
Артем Подшибякин
Руководитель юридического департамента компании «Новая Мода»
Мухамед Хамуков
Эксперт
Мухамед Хамуков
Заместитель руководителя направления GR Ozon
Несмотря на уход иностранных брендов, конкуренция в ритейле остается большой. На это повлияли как параллельный импорт, так и развитие онлайн-торговли. Нередко между компаниями возникают споры. Поставщики обвиняют друг друга в использовании сходных наименований, дискредитации конкурентов. К ритейлерам возникают претензии по поводу условий договоров. Подробнее об этом — в материале для спецпроекта юридической фирмы Orchards и Право.ru «Retail&Law: Современное право в ритейле».

С февраля 2022 года многие иностранные компании объявили об уходе из России или о приостановке деятельности. Из-за этого произошло перераспределение рыночных долей между оставшимися участниками рынка. Это не могло не отразиться на состоянии конкуренции. На нее повлияло и расширение онлайн-каналов продаж, считает Мухамед Хамуков, заместитель руководителя направления GR Ozon, канд. экон. наук, PhD, член Ассоциации антимонопольных экспертов. 

После пандемии Covid-2019 и ухода многих иностранных компаний из-за санкций ситуация в сфере ритейла действительно меняется: особое место стали занимать онлайн-площадки, которые переросли в полноценных конкурентов торговых сетей.

Петр Мацкевич
Петр Мацкевич
Адвокат | к.ю.н.

По словам Хамукова, конкурентная среда в ритейле за последние пять лет сильно изменилась в положительную сторону. «Мы наблюдаем активный рост маркетплейсов так и активное проникновение традиционных офлайн-сетей в электронную среду. Потребительские привычки сильно начали меняться после начала пандемии, и это ускорило переход потребителя к дистанционным покупкам», — отметил Хамуков. Эксперт поделился, что по итогам первого полугодия 2023 года доля дистанционных продаж может доходить до 17% от общего объема розничной торговли. Хамуков считает, что такой тренд сохранится в среднесрочной перспективе. 

Конкуренция есть, она большая, и она растет, но это отлично. От конкуренции выигрывает потребитель, получая больше разнообразных и качественных товаров по более выгодным ценам. Признаков монополизации нет: слишком много игроков, включая новых, и также новые каналы параллельного импорта.

Артем Подшибякин
Артем Подшибякин
Руководитель юридического департамента компании «Новая Мода»

Представители рынка интернет-торговли отметили, что параллельный импорт позволил исключить дефицит товара и поддержать конкуренцию. Механизм наиболее широко применяется в категориях «одежда» и «обувь». В этих позициях к августу 2022 года объем продаж не только вернулся на уровень 2021 года, но и возрос на отдельных площадках. Такие данные приведены в докладе ФАС о состоянии конкуренции за прошлый год.

Судебные споры между поставщиками

За последнее время мы не наблюдали крупных антимонопольных споров в ритейле, которые носят публичный характер, говорит Хамуков. Вместе с этим в настоящее время отчетливо прослеживается тренд на конкуренцию офлайн- и онлайн-каналов продаж. Бенефициар такой конкуренции — потребитель. Эти же обстоятельства мотивируют офлайн-ритейл конкурировать за потребителя и поставщиков в своей нише, так как рыночные механизмы неизбежно приведут к перетоку как и потребителей, так и поставщиков, уверен эксперт.

Петр Мацкевич, адвокат Orchards, говорит, что споров между торговыми сетями и поставщиками в антимонопольной сфере стало значительно меньше. Это связано с активным диалогом на федеральном уровне между объединениями поставщиков и продавцов, а также с пристальным вниманием со стороны ФАС. В свою очередь, споров между поставщиками по поводу контрафактной продукции или в связи с недобросовестной конкуренцией достаточно много.

Они происходят из-за использования названия продукта и его упаковки, похожих на уже существующие на рынке бренды конкурентов. «Белая мануфактура» обратилась в УФАС с жалобой на то, что «Симбат» ведет торговлю и производство мыла и моющих, чистящих и полирующих средств, парфюмерии и косметики, которые имитируют дизайн упаковок продукции «Белой мануфактуры», в магазинах и на маркетплейсах «Детский мир, «Ашан», «Спар», «Лента», Ozon. ФАС увидело признаки недобросовестной конкуренции. «Симбат» решил обжаловать это решение. Первая инстанция посчитала обоснованным вывод заявителя: несмотря на действительную сходность до степени смешения, антимонопольный орган неверно дал оценку правомерности использования «Белой мануфактурой» изображения и названия «Умка», признав первоначальное право на использование спорных элементов за последним. «Белая мануфактура» сама использовала спорный товарный знак незаконно, поэтому не может идти речи о недобросовестной конкуренции. В настоящее время подана апелляционная жалоба (дело № А40-126073/2023). 

Спор по поводу похожей упаковки возник между компаниями «Альянс» и «Морозко», которые занимаются производством одинаковой продукции. ФАС признала последнюю виновной в недобросовестной конкуренции. Эту позицию поддержали и суды (дело № А40-294093/2019). После этого «Альянс» обратился в суд, чтобы взыскать с организации компенсацию за незаконное использование товарного знака. Еще заявитель требовал признать незаконными действия «Гиперглобуса» и «Ашана», которые продавали спорный товар конкурента. Первая инстанция и апелляция удовлетворили иск частично, они признали действия «Морозко» незаконными и присудили заявителю 1,8 млн руб. В остальной части суды отказали. Кассация вернула спор на новый круг. Тогда АС Московской области увеличил размер компенсации до 3,6 млн руб. (дело № А41-13164/2022). 

Доказать, что конкурент незаконно использует фирменное наименование известного производителя не удалось «Жировому комбинату» из Саратова. Компания с практически идентичным названием, «Саратовский жировой комбинат», по мнению заявителя, начала готовиться к производству аналогичной продукции (маргарин, растительное масло, майонез и прочее) для торговли в том же городе. Первоначально суды первой и апелляционной инстанций поддержали позицию истца. Тем не менее, Суд по интеллектуальным правам не согласился и направил дело на новое рассмотрение. На втором круге суды установили: заявитель не доказал, что на момент подачи иска аналогичная деятельность велась. Это исключает возможность удовлетворения требований об обязании его прекратить использование фирменного наименования, сходного до степени смешения с брендом «Жирового комбината» (дело № А57-18415/2020). 

Также споры между поставщиками возникают из-за попыток дискредитации конкурентов. «Мясная галерея» сообщила в УФАС, что фабрика «Уральские пельмени» использует на упаковке фразы, которые отсылают покупателя к бренду заявителя. При этом сравнение было негативным. В антимонопольной службе согласились, что эти действия могли повлиять конкуренцию. Фабрика могла получить преимущество и причинить вред конкуренту. Поэтому ее оштрафовали на 100 000 руб. (по ч. 1 ст. 14.33 КоАП). Оспорить это решение в суде не удалось (дело № А76-5056/2020). По данным управления, компания исполнила выданное предписание и уплатила штраф.

Антимонопольный орган также пресекает попытки обхода запрета на указание превосходства своего продукта. Так, «Парус» зарегистрировал в качестве товарного знака обозначение «Дихлофос № 1». Хотя с 1972 года средство под названием «Дихлофос» производит компания «Арнест». Последняя пожаловалась в ФАС. Комиссия службы расценила использование такого обозначения как недобросовестную конкуренцию. По мнению ведомства, таким образом организация пыталась выделить собственную продукцию. «Парус» пытался оспорить решение ФАС, но СИП фирме отказал (дело № СИП-439/2023).

Конкуренция поставщиков с ритейлерами

Ритейл может конкурировать не только с другими торговыми сетями, но и с поставщиками. Это возможно, когда компания производит товары под собственным брендом и реализует их в своих магазинах, например в крупных продовольственных сетях. Такой проблемы нет в сфере торговли одежды и обуви. Подшибякин объяснил, что подобные магазины чаще всего монобрендовые, они закупают продукцию в рамках контрактного производства у внешних поставщиков. Хамуков добавил, что проблема неактуальна и для онлайн-ритейла. На таких площадках нет сложностей с распределением товара, так как онлайн-витрина имеет безграничную полку и фактически может расширяться соразмерно запросу (возможностям) продавцов и потребностям потребителей. 

Задача, которую должен решать онлайн-ритейл, — это поддержание необходимой матрицы товаров, соответствующей потребительскому спросу. Это может быть реализовано двумя способами: покупкой и перепродажей сторонних товаров либо продажей собственных товарных марок. Поддержание разнообразного и востребованного товарного предложения очень важно для всех, так как потребитель должен находить на платформе все, что он хочет приобрести.

Мухамед Хамуков
Мухамед Хамуков
Заместитель руководителя направления GR Ozon

Вачакан Кацалов, руководитель корпоративно-правового управления группы «Черкизово», рассказал, что продукция крупных мясоперерабатывающих предприятий доставляется потребителям в основном через федеральные торговые сети. Договорные обязательства — основа экономических и правовых отношений между участниками рынка. «В период кризисов, экономической турбулентности, влияния геополитических и других существенных факторов производителям продукции и ритейлерам необходимо наиболее тщательно анализировать условия действующих договоров, оценивать их экономический эффект», — уверен Кацалов. По его словам, участникам рынка нужно стремиться к постоянному диалогу и выявлению факторов, которые могут негативно повлиять на конкурентную среду.

На главную
Наверх